Таинственные статуи под названием «моаи». Они располагаются на острове, расположенном в Тихом океане. Точное время их создания до настоящего времени остается тайной.
Большинство этих древних скульптур выполнено у подножия вулканов из туффита. Во множестве небольших скульптур обнаружен иной состав: трахит, базальт, муджиерит.
В Британии находится одна из почитаемых скульптур моаи. Эта скульптура именуется как Хоа-Хака-Нана-Иа.
Эти каменные изваяния весят достаточно много: около пяти тонн, при высоте 3-5 метров, а 10-12 метровые весят более 10 тонн. Одной из самых крупных считается скульптура Паро и Пиропиро более 11 метров.
Расположение
Моаи разбросаны практически по всей территории острова. Скульптуры раннего периода размещены по всему периметру и стоят на специальных платформах – аху, на сегодняшний день платформ всего 255 штук. Размеры платформ колеблются достигая 160 метров. Статуи, расположенные на аху, обращены лицом, к некогда стоявшей в глубине острова, деревне. Однако подавляющее большинство статуй смотрят вниз по склону. Исследователи выявили, что многие моаи до сих пор остаются погребенными под землей и под завалами камней.
Меньшая часть всех моаи находится у вулкана Рано Рараку. По ранним версиям, эти моаи просто не успели переместить в другие части острова, однако сегодня считают это их законное место. Несмотря на то, что многие моаи либо оказались под большим слоем делювия, либо разрушились, часть из них была воссоздана на прежних местах и еще часть отправлена в музеи. Известна одна статуя у которой есть глаза, выполненные из белого коралла и черного обсидиана.
Стиль
Странные лица статуй – это классические полинезийские лица, однако, для увеличения высоты скульптур их лица часто вытягивали. Моаи можно отнести к стилю среднего периода. Часто статуи покрывали резьбой со спины, на которой изображали нечто похожее на набедренную повязку, круг и «М» образный символ. Местные жители говорят, что эти символы означают радугу, солнце и дождь. Были обнаружены также и другие сохранившиеся рисунки на моаи изображающие вёсла, корабли, птиц и даже птицечеловека, изображение которого относят к древнему культу.Все же из-за эрозии камня многие изображения на скульптурах не сохранились.
История бытования
Является очевидным факт, что огромные сооружения были связаны с немалыми затратами физических сил и финансовых вложений. Исследователи длительное время не понимали, как их создавали и перемещали.
Однако тайна была открыта самими жителями острова.
Норвежский путешественник Тур Хейердал попросил провести аборигенов эксперимент, и они не только воссоздали технологический процесс создания моаи, но и переместили его к необходимому месту.
Участники эксперимента — предки древнего племени «длинноухих» рассказали, моаи создавали еще во времена их предков, однако знания сохранились и передаются из уст в уста до сих пор.
Свое имя «длинноухих» немногочисленное племя получило благодаря традиции оттягивать мочку уха украшениями. Это племя хранило древний секрет от племени «короткоухих», которые составляют подавляющее большинство населения острова Пасхи. В итоге сложилось большое количество суеверий и догм вокруг этих сооружений.
Легенды повествуют о далеких временах, когда вождь клана отправился на поиски жилища и обрел его на острове Пасхи. После смерти вождя территория досталась его сыновьями, а затем и внуками, которые поделили территорию. Обитатели острова верят, что древние изваяния представляют умерших в которых скрыта сила их предков.
Хотя многие тайны уже раскрыты благодаря знаниям, сохранившимся и переданным предками вымирающего племени «длинноухих», эти древние скульптуры хранят в себе еще множество секретов.