Крупнейший музей России, третий музей мира – все это государственный Эрмитаж. Находится он на главной площади Санкт-Петербурга, и ежедневно принимает в своих стенах тысячи туристов со всего мира.
История знаменитой коллекции Эрмитажа берет свое начало в XVIII веке, когда российская императрица Екатерина II выкупила небольшое собрание картин голландских художников Рубенса, Рембрандта, ван Дейка и других. По одним данным, полотен было 225, по другим – более 300. Через несколько лет коллекция пополнилась — в нее вошли более 600 работ голландских, фламандских, итальянских и французских художников, выкупленных у первого министра польского короля. Стоит отметить и более поздние покупки, сделанные Екатериной – полотна Джорджоне, Тициана, Пуссена, Фуке. В посмертной описи 1796 года насчитывается уже 3996 картин, а так же коллекция резных камней и скульптур.
В начале XIX века внук и правнук Екатерины продолжают дело императрицы – в коллекции появляются работы Караваджо, Ботичелли, Веккьо.
Однако все эти сокровища были доступны лишь узкому кругу ценителей искусства, ведь до середины XIX века в музей могли войти лишь избранные. Идею сделать коллекции доступными для широкого круга реализовал император Николай I. Именно при нем, в 1852 году было возведено здание Нового Эрмитажа. Богатейшее собрание памятников античной, средневековой, восточной, египетской и средневековой культур стало доступно обычным людям. Уже через несколько лет посещаемость музея возросла до 50000 человек в год.
Во второй половине XIX века коллекция пополняется произведениями русских художников. Это собрание стало настолько огромным, что в 1895 году было передано только что открывшемуся Русскому музею. В это же время в Эрмитаже разворачивается крупная научная деятельность: титаническими усилиями искусствоведов все произведения и экспонаты были тщательно исследованы и систематизированы. Благодаря этому музей становится крупнейшим центром развития культуры.
В начале XX века, после революции, в Эрмитаже, как и во всей стране, произошли значительные изменения. Коллекция значительно обогатилась за счет частных собраний. Надо отметить, что были и существенные потери – в начале тридцатых годов в результате распродажи 48 шедевров Эрмитажа навсегда покинули страну.
Во время Великой Отечественной войны силами сотрудников музея более двух миллионов экспонатов было эвакуировано на Урал. Подвалы стали полноценными бомбоубежищами, в которых, несмотря ни на что продолжалась научная работа, устраивались лекции по искусствоведению.
Удивительно, но факт, что за эти страшные годы ни один экспонат не был утерян, лишь некоторая часть коллекции потребовала реставрации. Собрание же пополнилось трофейными произведениями из музеев Берлина. Среди них – полотна импрессионистов и постимпрессионистов.
Сегодня музей располагает большим количеством строений, среди которых здание Главного штаба, Дворец Меньшикова, Малый и Новый Эрмитаж, а так же Эрмитажный театр. Кроме того, открыты филиалы и представительства в Выборге, Казани, Омске, Екатеринбурге, Венеции и Амстердаме.
Добро пожаловать в музей!