Трудно поверить, что кто-нибудь, кто видел миланский кафедральный собор Дуомо, не поразился бы его роскошью.
Эстетичная готика Дуомо посвящена Рождеству Девы Марии. Здание способно вместить более тридцати тысяч прихожан, что делает его крупнейшей католической постройкой в мире. Красота постройки, внешняя и внутренняя, также не имеют конкурентов в истории церковной архитектуры.
Улицы Милана сходятся в одной точке — той, где стоит Дуомо, а с высоты именно здание кафедрального собора первым выступает из общего городского пространства.
Дуомо (буквально собор в переводе с итальянского) начал возводиться в начале XIV века, но строительство затянулось на столетия, и проект завершился только лишь в 1813 году. Окончательное оформление собор приобрел в 1965 году, так как требовалась доработка некоторых художественных деталей.
В процессе долгого строительства первоначальные чертежи не были изменены, поэтому здание собора дышит архитектурной гармонией, а готический стиль кажется целостным и неповторимым.
Архитектура собора
Для постройки собора главную площадь Милана пришлось буквально расчищать от предыдущих строений. Старая базилика XII века, именуемая в народе «зимней» сменилась фундаментом для нового строения. Позже на этой же площади появится королевский дворец и галерея.
Выверенная планировка здания, аккуратное размещение постройки в городском ландшафте и экономия – были главными задачами в начале. Милан XV века был ослаблен территориальными войнами и религиозными распрями, поэтому Дуомо должен был служить символом католической веры. Ввиду сложной экономической ситуации, вначале постройка начиналась из материалов, оставшихся от разборки старых зданий Соборной площади.
Кафедральный собор Дуомо обрамлен сотней шпилей, на главном из которых располагается статуя Девы Марии. Мадонна покровительствует Милану. Высота его более ста метров, а статуя выполнена из бронзы, покрытой золотом.
Более трех тысяч статуй – библейских персонажей и героев средневековых католических писаний располагаются по всему фасаду Дуомо Милано.
Белый мрамор, поистине светлый материал, использовался для строительства. Ни одно религиозное здание Европы не удостоилось чести быть выполненном из этого камня, кроме кафедрального собора Милана.
Внутреннее убранство
Колонны собора устремлены вверх настолько, что посетителям приходится закидывать голову вверх, чтобы увидеть, как столпы сходятся в нефы. Высота здания – сто метров. При этом колонны кажутся изящными и воздушными, с великой искусностью вырезанные из мрамора, будто кружевные.
Мраморные стены внутреннего убранства иллюстрируют вечные сюжеты и жития святых. Изображения ангелов и древних экзотических животных, которыми расписан собор изнутри, будоражат воображение.
Витражные окна XV века пропускают дневной свет, воспроизводя атмосферу тайны божественного и торжества веры.
Привлекает внимание статуя Св. Варфоломея, который покровительствует рыбакам. Он встретил смерть мученика. Жестокость казни – снятие кожи с еще живого человека – мастерски интерпретирована скульптором Марко дэ Аграте.
На деревянных надгробиях святых, расположенных по периметру собора, красивой резьбой выполнено житие Святого Амвросия, с которым можно ознакомиться в камерной тишине Дуомо.
История правления миланских архиепископов с начала первого века навсегда засвидетельствована в резном каменном свитке, возле которого можно надолго задержаться, вычитывая имена церковных деятелей.
В соборе до сих пор проводят службы под аккомпанемент органа, признанного лучшим по звучанию во всем мире.
С крыши собора Дуомо открывается великолепный вид на весь Милан. Подняться можно по лестнице собора или на лифте.